Роботизировання коробка передач. Плюсы и минусы

Эксплуатация

Главная особенность роботизированных автоматических коробок передач (робот) – это сочетание возможностей автоматической и механической коробки передач. Технология их изготовления довольно сложная, а значит, дорогая, особенно в ремонте. Существуют роботы с одним сцеплением и с двумя, «сухие» и «мокрые». Расскажем, чем они отличаются друг от друга, а также их сильные и слабые стороны.

Отличие робота с двумя сцеплениями

При работе у АКП с двумя сцеплениями одно сцепление выполняет необходимые функции для нечетных передач и передачи заднего хода, второе обслуживает четные передачи. При этом обеспечивается синхронность их функционирования. Такое действие в определенной степени напоминает эстафету.

К примеру, автомобиль движется на второй передаче, и наступает момент, когда требуется переход на следующую, более высокую. В таком случае первое сцепление начинает размыкать. Одновременно с этим происходит смыкание второго сцепления. Результат – передачи переключаются плавно. Отсутствуют минимальные рывки. Времени на переключение уходит меньше. Сокращается до минимума разрыв в передаче тяги от двигателя к колесам.

За счет этого АКП с двумя сцеплениями обладает более высоким КПД в сравнении с такой же коробкой, имеющей одно сцепление, с гидромеханическим автоматом, вариатором. Мало того, КПД таких коробок выше и чем у механических. Об этом говорит такая характеристика, как время разгона до 100 километров в час. Следует подчеркнуть, что данное превосходство – не просто цифры на бумаге. Проверено и доказано на практике, что автомобили с АКП, имеющими двойное сцепление, обладают лучшей динамикой, чем такие же машины с механическими коробками передач.





Особенности «сухого» сцепления

Роботизированные коробки оборудуются «сухими» и «мокрыми» (масляная ванна) сцеплениями. Первые монтируются в том случае, когда крутящий момент не превышает 250 Нм. Вторые ставятся на коробки автомобилей, двигатели которых обладают более высокой тягой.

Хотя сухое сцепление отличается более высоким КПД и боле низкой ценой, у него существуют недостатки. При смыкании и размыкании происходит проскальзывание дисков. Из-за этого их износ происходит более интенсивно.

Еще одна особенность. Для автомобилей с таким сцеплением на скользких дорогах или в том случае, когда существует большая нагрузка, кроме повышенного износа появляются и минусы, характерные для простых роботов АМТ.

Следует отметить, что проблемы усугубляются тем, что подавляющее большинство роботов имеют настройки на то, чтобы в позиции «D» происходило не полное размыкание сцепления. Из-за того, что ради готовности к старту в сцеплении присутствует трение, сухое сцепление, особенно в пробках, довольно быстро нагревается. Это приводит и к подергиванию автомобиля и к более интенсивному износу дисков.

Если на машине установлена коробка с двумя сцеплениями, то более интенсивному износу подвергается то, которое отвечает за нечетные передачи. А ведь старт с места происходит как раз на первой, то есть, нечетной передаче.

Из-за неравномерного износа дисков в сцеплениях диск, работающий с нечетными передачами, становится тоньше. По этой причине в работе сцеплений начинает проявляться рассогласованность. Из-за нее при переключениях передач начинаются подергивания автомобиля.

Вначале подергивания незначительны. Но со временем они проявляются с большей силой. Возникает необходимость в ремонте. Но так как оба сцепления – это единая деталь, замене подлежат одновременно оба сцепления. Ремонт становится довольно дорогим. Стоимость может доходить до 100 тысяч.

Разумеется, такого недостатка лишены коробки с одним сцеплением. Однако, будучи более простыми, они уступают ДСТ по КПД и прочим параметрам. В том числе обеспечивают меньшую степень комфорта при управлении автомобилем.

Разумеется, работа по совершенствованию ДСТ продолжается. Для дисков сцепления подбираются материалы, в меньшей степени подверженные износу. Но все же, при управлении автоматикой, износ дисков всегда выше, чем тогда, когда на машине установлена механическая коробка передач, и сцеплением управляет водитель.





Плюсы и минусы «мокрого» сцепления

Более надежными можно назвать «мокрые» сцепления. Их диски постоянно находятся в масле. За счет этого в дорожных заторах сцепление нагревается в значительной степени меньше. Положительные качества таких сцеплениях проявляются и при трогании с места на скользких дорогах. Оно происходит более плавно. Более удобны такие сцепления и в том случае, когда нагрузка велика.

Тем не менее, даже самая надежная коробка с «мокрым» сцеплением уступает классическому гидромеханическому автомату. Особенно это проявляется при трогании по грязной дороге или по вязкому песку. Часто сделать это не удается с первой попытки. В таких случаях водители применяют метод «раскачки». То есть, заставляют машину делать небольшие рывки вперед и назад. При этом движения автомобиля с каждый разом становятся более интенсивными, и, в конце концов, стартовать на такой дороге удается. От таких действий нагреваются сцепления в любых коробках передач. В том числе, страдают и «мокрые» сцепления.