Что «не любит» коробка передач?



Трансмиссия автомобиля предназначена для приема, изменения и передачи вращающего момента на ведущие колеса автомобиля. Пожалуй, ее роль также важна, как и роль двигателя, поэтому она нуждается в самом аккуратном использовании, так как постоянно находится под повышенной нагрузкой. Многие водители допускают массу ошибок при переключении передач. Сегодня мы расскажем, чего нельзя делать с коробкой передач.

Механика

Является самым первым видом трансмиссии и пользуется спросом до сих пор. Ее заслуга состоит в простоте и надежности, чего нет у автомата, но, тем не менее, ее тоже можно запросто «сломать».

Одна из вредных привычек водителей – это не курение, а рука, которая все время находится на рычаге переключения. С виду безопасное занятие, готовность вовремя включить нужную скорость очень негативно сказывается на механизме. Дело в том, что этот рычаг находится в жесткой связи с подшипником, расположенным внутри коробки, который имеет четкую балансировку, не рассчитанную на нагрузку со стороны. Если положить руку на рычаг, то мы незаметно для себя, смещаем рычаг, а значит, заставляем работать подшипник со смещением. Таким образом, нарушается его балансировка и в дальнейшем это выльется в вибрацию и ремонт.

Другая ошибка – это не полное выключение сцепления. Говоря простым языком, нога не полностью выжимает педаль. При этом, можно заметить, что передача включилась с некоторым усилием. Оно и понятно почему, ведь сцепление предназначено для разрыва крутящего момента, чтобы остановить шестерни внутри и дать возможность изменить их положение. Если сцепление будет не полностью выжато, то вращение шестеренок продолжается и тогда они резко встречаются с препятствием в виде других таких же элементов. Несомненно, это заканчивается скорейшим износом и ремонтом КПП.

Нейтральная передача необходима для остановки с работающим двигателем. Стремление быстрее тронуться с места заставляет водителей удерживать ногу на педали сцепления с включенной первой скоростью, однако это приводит к тому, что выжимной подшипник пострадает первым. Дело в том, что его срок службы не продолжителен и рассчитан на повторно-кратковременный режим. Пока педаль выжата, он вращается и поддается лишнему износу, вместо того, чтобы «отдыхать» на нейтральной передаче.

Еще одна ошибка, которая встречается среди владельцев отечественных «девяток» – это убеждение себя в том, что ВАЗ 2109 является спортивным автомобилем. Быстро ускоряясь на первой и второй передаче, можно быстро погубить синхронизаторы, предназначенные для уравнивания скоростей шестерней. Таким образом, мастера автомобильного дела часто сталкиваются с ситуацией, когда вторая скорость вылетает или вовсе не включается.

Переключение на пониженную передачу на высокой скорости. Это самая большая ошибка, которая оправдывается тем, что машина тормозит без износа тормозных колодок. Передачи нужно переключать на низкие наравне с падением оборотов, причем делать это рекомендуется с перегазовкой, чтобы продлить жизнь механизму. Кроме того, перегазовка помогает включить низшую передачу без потери мощности на обгоне, чтобы быстро совершить маневр. Делается это очень просто: нужно выжать сцепление и включить нейтральную передачу. Затем отпустить педаль и резко нажать на газ, пока обороты держатся, включите пониженную и сразу же отпустите сцепление.

Последний совет – не ездите на высоких оборотах. В данном случае, трансмиссия испытывает очень большие нагрузки, что очень быстро приводит к ее износу. Кроме того, опасны и низкие обороты, к примеру при движении на любой скорости, если довести их до 1500, убрав ногу с газа, мотор переходит в автономный режим холостого хода и мотор, начинает раскручивать трансмиссию на не подходящей передаче, в попытках развить нужную мощность. Допускать такого нельзя.

АКПП

Автомат постепенно вытесняет механическую коробку передач из-за своего комфорта. Однако за все нужно платить, ведь этот хрупкий узел очень легко вывести из строя.

Во-первых, любое переключение режима на автомате разрешается делать только во время остановки с полностью выжатой педалью тормоза. По-другому это сделать не получится, да и вовсе опасно для механизма.

Следующее, на что стоит обратить внимание – это уровень масла. Дело в том, что оно служит не только для смазки узлов, но и для охлаждения. Недостаток уровня быстро приводит к скорейшей встрече с сотрудниками автосервиса.

Во время остановок перед светофорами необходимо так же, как и на механике переключить селектор в режим нейтрали, чтобы снять ненужную нагрузку с гидравлического трансформатора.

Еще один острый вопрос – это буксировка. Буксировка автомобиля с АКПП – это целая наука, так как тут имеются свои нюансы и тонкости. Проблема заключается в том, что для смазки трансмиссии применяется масляный насос, который работает только от коленчатого вала двигателя. Если машина катится на нейтрали с заглушенным мотором, это приводит к тому, что узел испытывает масляное голодание, к тому же, очень быстро подвергается нагреву. Из-за этого, возрастает вероятность скорейшего износа. В связи с этим, многие производители допускают буксировку авто с АКПП только на небольшие дистанции 30-40 километров с перерывами. При этом, необходимо делать небольшие перерывы, чтобы проконтролировать уровень масла и дать возможность коробке передач остыть. Кстати, перед буксировкой нужно залить масло до максимального предела.

С полноприводными автомобилями все обстоит намного сложнее. Их и вовсе можно буксировать только со снятым карданным валом, чтобы снизить нагрузку. А вообще, неисправный автомобиль, лучше всего, погрузить на эвакуаторе, чтобы не тратить деньги, в дальнейшем, на ремонт сложного и дорогостоящего механизма.

Соблюдая эти несложные правила, можно значительно увеличить срок службы коробки переключения передач. Так как ремонтировать самостоятельно – это очень долго и муторно, а услуги сотрудников автосервиса стоят немалых денег, то в этом есть реальный смысл.




Эксплуатация,