Что делать, если перегрелся двигатель?

Эксплуатация

Двигатель современного автомобиля — это набор множества систем, которые обеспечивают его нормальную и долговечную работу. Одной из таких систем является система охлаждения, которая отбирает тепло, образующееся в процессе работы двигателя. В случае неисправностей этой системы возможен перегрев мотора, который влечет за собой очень негативные последствия. Рассмотрим, что делать, чтобы избежать серьезных последствий перегрева двигателя.

Немного о работе системы охлаждения

Еще с первых лет создания автомобилей работа системы охлаждения особо не менялась. В своей основе она имеет радиатор, в котором происходит охлаждение жидкости, водяной насос — это помпа, которая заставляет антифриз циркулировать по системе, каналы и патрубки для соединения и отвода тепла. Кроме того, в систему подключается радиатор печки, который забирает часть тепла для обогрева салона автомобиля.

Насос приводится в движение коленчатым валом при помощи ременной передачи. Антифриз забирает тепло из двигателя, проходит печку и выходит в радиатор для остывания. Для сброса избыточного давления при чрезмерном нагревании применяется расширительный бачок со специальной пробкой-клапаном.

При повышении допустимой температуры системе помогает вентилятор, установленный на радиаторе, который ускоряет охлаждение радиатора и создает поток воздуха, направленный на мотор.

Перегрелся мотор в пути, что делать?

Про перегрев мы можем узнать при помощи двух способов – стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости оказалась в красной зоне или же, когда уже поздно – по пару из под капота. В обоих случаях действия будут примерно одинаковы.

При движении на спуске на механической коробке передач ни в коем случае не включайте нейтраль. Включите четвертую передачу и отпустите педаль газа. Вращаясь без нагрузки, используя энергию колес, энергия, выделяемая двигателем в форме тепла, снизится к минимуму. Вполне возможно, что перегрева таким образом можно будет избежать вообще. Но если стрелка не торопится возвращаться к 90 градусам, то проблема может быть серьезнее.



Также, используя передачи, нужно остановить автомобиль. Не торопитесь глушить мотор. Дайте ему некоторое время поработать на холостых, иначе после заглушения он будет греться дальше по инерции, причем произойдет это очень быстро.

Прислушайтесь, включился ли вентилятор. Если да, то оставьте мотор работать и заглушите после его остановки. Как только мотор остановится, вентилятор не даст прогреваться двигателю дальше, так как включится снова.

В том случае, когда вентилятор не включается, откройте крышку предохранителей и реле и вытащите реле. Замкните цепь большой скорости вентилятора напрямую и обязательно откройте капот, чтобы улучшить отвод тепла от горячего мотора. Да и вообще, капот следует открывать в любом случае.

А дальше следует выяснить, почему мотор перегрелся – протек ли антифриз или же не срабатывает сам вентилятор.

Чего делать нельзя?

1. Глушить мотор сразу. Дело в том, что двигатель, проработав некоторое время без нагрузки, все равно сбросит температуру, хотя бы потому, что будет совершать меньшую работу. Да и детонация снизится.

2. Открывать крышку расширительного бачка или радиатора. Это самая грубейшая ошибка. В надежде снизить давление жидкости и увести часть тепла, многие открывают эту крышу и получают страшные ожоги горячим антифризом, который буквально бьет фонтаном.

3. Поливать блок цилиндров водой. От таких перепадов температур чугунный блок может лопнуть, а это чревато покупкой нового двигателя.

Единственное, что нужно двигателю в такой момент – это время, чтобы остыть. Поэтому просто откройте капот и ждите, пока температура упадет. Это будет самым лучшим вариантом.

Еще интересное по теме: