Чем классическая АКПП отличается от робота и вариатора

Интересное

Автовладельцы, говоря об автоматической коробке передач, обычно используют слово «автомат». При этом имеется в виду любая АКП из трех видов: классическая, роботизированная, вариаторная. Каждая из них имеет свои особенности.

Классическая АКП

Первым типом автоматической трансмиссии является классическая АКП. Она начала использоваться фирмой Cadillac в 30-х годах двадцатого века. В ней в качестве сцепления, соединяющего двигатель с коробкой передач, использовался гидротрансформатор.

Довольно долго такие коробки имели 4 передачи (кроме задней). В настоящее время автомобили с такой АКП комплектуются восьми и девятиступенчатыми коробками.

Классическая АКП отличается плавным переключением и высокой надежностью, что выделяет ее из других. Если не считать механическую коробку, то она является и самой простой.

Это качество позволяет автомату без всяких регулировок и профилактик выхаживать по 150 и 200 тысяч километров, что является средним показателем. При этом, в случаях незначительного ремонта, можно использовать детали из обыкновенной механической коробки передач. И это несмотря на то, что классическая АКП – довольно дорогое устройство.

Роботизированная АКП

Недостатки классики должна была решить роботизированная АПК. Она имеет такую же конструкцию, как и классическая. Отличие – автоматизированное сцепление и такое же переключение передач.

Данный механизм отличается простотой. Его размеры не велики. Это дает возможность устанавливать такие коробки даже на малолитражках.

В то же время роботы, имеющие одно сцепление (распространены на недорогих машинах), обеспечивают задержки. Присутствуют также рывки и толчки во время переключений.



Со временем проблему удалось решить. Был создан преселективный робот. Он представляет собой две коробки передач и два сцепления. При работе одна из коробок обеспечивает включение четных передач, вторая – нечетных. Это обеспечивает быстрое и точное переключение, при котором не теряется мощность.

В роботизированных АКП, относящихся к категории сложных, к примеру, Ferrari или Lamborghini, переключение на более высокие ступени происходят за сотые доли секунды. За счет этого некоторые автомобили разгоняются до ста километров в час быстрее, чем машины с механической коробкой передач.

Главным и серьезным минусом у таких АПК является сложность конструкции. Из-за этого даже незначительный ремонт требует больших затрат. К тому же некоторые роботизированные коробки не отличаются высоким уровнем надежности.

Вариатор

Такие устройства коробками передач можно назвать лишь условно. Передач в них просто нет. Изменение передаточного отношения происходит за счет вращения ремня по шкивам. Такая конструкция дает возможность передавать крутящий момент без пауз. За счет этого автомобиль набирает скорость плавно.

Слабой стороной является «зависание» двигателя на каких-либо оборотах. Внешне это проявляется в монотонном шуме и гудении. Правда, в настоящее время от такого эффекта во многих случаях удалось избавиться.

Положительное качество автомобиля с вариатором – пониженный расход топлива. Обычно они экономичнее машин с таким же объемом двигателя, но с механической коробкой передач.

Однако есть у вариаторов и существенные недостатки. Им опасны перегрев, высокая нагрузка. При особо высоких нагрузках они просто не способны работать. На них нежелательно ездить по снегу и грязи. Длительных пробуксовок вариаторы просто не выносят. Это – главные причины, из-за которых вариаторы не используются на грузовых и спортивных автомобилях.

Еще минус – вариатором требуется аккуратное, профессиональное обслуживание. Масло, которое в них используется, должно иметь только высокое качество. Чаще всего вариаторы нельзя ремонтировать. Их срок службы обычно составляет 150 тысяч километров. Далее такое устройство нужно заменить. Поскольку конструкция отличается сложностью, замена требует больших затрат.